Никогда не было и вот опять. Спасательные работы 03.02.2024.
- Подробности
- Категория: Новости секции
- Создано 12.03.2024 16:23
- Автор: Дмитрий Жданов
- Просмотров: 923
"Выпал из момента, о чем-то задумался)))
Пошел вверх и соскользнул на ровном месте)
Это твое бессознательное - отразилось в материальном мире)"
Доктор Бобров
Описание аварии в моей группе во время выезда на лед 3 февраля 2024. В процессе разбора ситуации рассуждать о себе приходится в третьем лице. Свое мнение не навязываю, делаю выводы, как оно мне представляется в настоящий момент. В спасательных работах принимало участие не менее 20 иркутских альпинистов и кыренских спасателей. От себя лично выражаю всем откликнувшимся огромную признательность и благодарность. Спасибо!
Дмитрий Жданов.
Спасательные работы
3 февраля 2024 в 6:30 группа в составе Дмитрия, Марии и Чингиса выехала на тренировку из Иркутска в Аршан. В планах двойки Дмитрий-Мария было ледолазание в связке по ледотокам в Кынгырге, Чингис планировал совершить восхождение на пик Любви.
В 12:10 двойка начала подниматься по правому ледотоку, лидировал Дмитрий. Около 12:20, находясь в середине второй веревки, Дмитрий допустил срыв и, пролетев около 30 метров, упал на полку. Дмитрий, предположительно, получил травму бедра, смог самостоятельно организовать самостраховку и принять Марию к себе на полку. Мария созвонилась с Чингисом и передала информацию об аварии. В 12:41 Чингис вызвал кыренских спасателей МЧС и передал информацию об аварии в альпинистские телеграм-группы. Далее в течение 20 минут происходили короткие уточняющие звонки о местоположении и состоянии пострадавшего. В 13:08 Евгений Орел сообщил в телеграм-группе точное местоположение аварийной группы. К этому времени из Иркутска, Введенщины и Бадар выехали первые группы альпинистов.
В 14:55 к началу маршрута подошли спустившиеся с пика Любви Чингис и Роман с напарницей. Роман и Чингис поднялись к пострадавшему, а Мария спустилась вниз. В 15:15 подошел спасотряд МЧС из Кырена с акьей. У отряда не оказалось страховочного снаряжения, кроме куска веревки 30 метров и кошек, подняться по льду они не могли.
Ввиду недостатка снаряжения и при наличии одной веревки 60 м, было решено отказаться от первоначального плана спускать пострадавшего в акье. Согласовали проводить спуск с сопровождением, предварительно максимально иммобилизовав пострадавшего. Дополнительную иммобилизацию провели с помощью гибкой шины спасателей и куска веревки 30 метров, обмотав пострадавшего от ботинок до подмышек, обезболили.
В 16:00 приступили к спуску на первые 30 метров, разделив веревку на два конца – грузовой и перильный. По перильному концу веревки спускался сопровождающий Роман, на грузовом конце веревки пострадавшего спускал Чингис от станции на уиаа. К моменту спуска на промежуточную станцию к месту аварии подошли первые альпинисты, выехавшие из Введенщины. В 17:00 спуск со льда был завершен, пострадавший был передан спасателям и погружен в акью, обезболили еще раз, приступили к транспортировочным работам. В процессе транспортировки подходили свежие силы прибывших из Иркутска альпинистов.
В 19:15 пострадавший был доставлен в Аршан, осмотрен сотрудниками кыренской скорой помощи, составлен акт, в 20:00 выехали в Иркутск на личном авто. В 23:30 пострадавший доставлен в Трамвпункт №1 г. Иркутска, где был диагностирован закрытый оскольчатый чрезвертельный перелом левого бедра со смещением. Примерно в 00:30 пострадавший был помещен в травматологическое отделение городской больницы для ожидания операции.
Что делала аварийная группа в ожидании помощи?
Дмитрий.
-Я лежал на спине и не мог сдвинуть левую ногу, она была чуть согнута в колене, а при попытках двигаться возникали сильные боли в области крепления бедренной кости к тазу. Сразу возникло предположение, что это перелом бедра либо перелом шейки бедра. Я попросил Марию потянуть мне ногу за ботинок. Вытягивание было безболезненным, наоборот, я почувствовал облегчение в районе таза, как будто снялось напряжение. Нога распрямилась, однако попытки поднять корпус, чтобы сесть, были безуспешными, так что идея самостоятельного спуска на 60 метров дюльфером, встав на здоровую ногу, была отброшена. Однако и попытки подвигаться на льду были вскоре прекращены, так как травмированную ногу требовалось переставлять руками, но из-за того, что я не мог сесть, я не мог достать руками до ноги, единственное, что мне было доступно – это скручивание на правый бок и обратно на спину. Стало понятно, что самостоятельно мы не сможем спустить с ледопада. Из этого вытекало то, что до прихода помощи нам придется ждать минимум 2-3 часа. Поэтому поставили себе задачи: утеплиться и иммобилизовать ногу.
Мария сдюльферяла к началу маршрута, где были оставлены наши рюкзаки. Собрала теплые вещи, треккинговые палки, термос и большую аптечку в один рюкзак и начала подниматься ко мне лазанием (жумары мы не брали), я страховал. До аварии я был одет в термобелье, софтшельные куртку и штаны, легкую синтетическую пуховку, на ногах пластики. Маша надела на меня самосбросы и утепленную куртку, подложила под меня два поджопника и рюкзак, поменяла рукавицы.
Далее Мария с помощью треккинговых палок и репшнуров наложила мне шину. Буквально после этого на полку стала бежать вода, возникла угроза промокнуть и примерзнуть ко льду. Мария поднялась выше и прорубила косую канаву для отвода воды. В это время к началу ледотока подошли Чингис, Роман и девушка, спустившиеся с пика Любви через дом Журавля и перевал Дураков.
Срыв
Срыв лидера произошел во время установки промежуточной точки страховки, находясь на полке. Потеря равновесия произошла из-за слетевшей кошки. В результате срыва лидер остался без ледовых инструментов, которые он забил в ледовый выступ и отпустил, для того чтобы установить точку, кроме этого инструменты не были пристрахованы к обвязке. Падение произошло на 30 метров, сначала около 20 метров по ступеням полого льда, затем 3 метровая 70 градусная стенка, далее еще 5-7 метров почти горизонтальной полки, где была установлена предыдущая промежуточная точка страховки, за которую лидеру удалось схватиться и остановить дальнейшее падение. Непосредственно к травме привело падение с 3 метровой стенки.
Обсуждение
Несмотря на то, что к потере равновесия лидера привела слетевшая кошка, в действительности, следует обратить внимание на отсутствие у лидера самостраховки во время установки точки и тактику восхождения.
Неоспоримым является тот факт, что альпинисту важно в любой момент времени иметь возможность сохранить равновесие за счет дополнительных точек опоры, работаем ли мы с ледорубом в «три такта» или лезем с двумя инструментами.
Другим важным фактом является то, что кошки могут слетать. Этот неприятный момент нельзя исключить полностью, следовательно, альпинисту необходимо быть готовым к этому, следить за снаряжением, и предпринимать меры минимизации возможных рисков. Меры могут быть самые разнообразные: использование высококачественного снаряжения, использование «проверенного» (многократно использованного) снаряжения, визуальная проверка снаряжения перед выездом, разумное количество точек страховки и т.д.
Как правило, в ледолазании мы стараемся вкручивать ледобуры (устанавливать точки) одной рукой, придерживаясь второй рукой за инструмент, в сложных местах мы подвисаем на инструментах, используя регулируемую самостраховку, и работаем двумя руками.
В рассматриваемом случае лидер не держался за инструменты, и не имел регулируемой самостраховки. В такой ситуации, лидер не смог выполнить прием самозадержания (зарубиться), оставшись без инструментов при падении.
Следует обратить внимание и на то, что у лидера не было самостраховок для инструментов, так называемых «лишей» (от анг. leashes), используемых для предотвращения потери инструментов. Известно, что среди ледолазов распространена практика не пользоваться «лишами» под разными предлогами: от «неудобно и путаются» до «риска травмы от пристрахованных инструментов при срыве». Добавим, что "лиши" не являются альпинистскими страховками, те они не держать нагрузку срыва, производители заявляют не более 2 кН.
Однако именно в нашем случае наличие «лишей» у лидера могли изменить ситуацию. Во-первых, «лиши» могли погасить начальный рывок и остановить дальнейшую потерю равновесия, а, во-вторых, если бы падение продолжилось, у лидера оставался бы шанс провести «зарубание» на начальном продолжительном участке полого льда.
Другим аспектом, на который следует обратить внимание, является тактика. Группа выбрала в качестве тактики восхождения одновременное движение с двумя точками на веревку. При такой тактике у лидера нет права на ошибку, так как, теоретически, при неблагоприятном стечении обстоятельств, падение может произойти на длину всей веревки, т.е. на 60 метров. В данном случае имел место именно наихудший вариант развития событий, когда срыв произошел при установке промежуточной точки, т.е. когда глубина падения может быть максимальной. Очевидно, что лидеру «повезло» остановить дальнейшее падение, зацепившись руками за промежуточную точку, в противном случае его падение продолжилось бы еще на глубину не менее 30 метров, до тех пор, пока точка не начала бы работать или он не упал бы на полку.
Вместо заключения
Следует обратить внимание на тот факт, что о наличии проблемы и споров вокруг самостраховки ледоруба говорит инструктор-методист 2 категории, инструктор центральной школы инструкторов ФАР Андрей Васильев, его комментарий на видео можно посмотреть по ссылке https://youtu.be/Sd4aYfxBYks?si=AQ7FK6rqC1dGYAgN&t=105
Ниже приведены еще несколько примеров из интернета, в которых альпинисты не используют или, наоборот, используют самостраховки для инструментов. Эти примеры не являются руководством к действию.
Надо сказать, что мы не рассмотрели такой важный момент, как потеря концентрации лидером. Это ситуация вполне могла случиться, ведь лидер вышел на полку и знал из опыта, что напарник внизу также как и он находится на полке и не сдернет его. Так что ослабление концентрации вполне могло иметь место, однако, по моему мнению, оно является отягчающим фактором.
В спасательных работах принимало участие не менее 20 иркутских альпинистов и кыренских спасателей. От себя лично выражаю всем откликнувшимся огромную признательность и благодарность. Спасибо!
Рис. 1. Общая схема места аварии группы.
Рис. 2. Место срыва и траектория падения.
Рис. 3. В процессе. Первая веревка спуска.
ПРИМЕРЫ
Видео не является руководством к действию!
Пример аргументирования отсутствия самостраховок («лишей»).
https://www.youtube.com/watch?v=7DKb6i5fh2w&t=180s
Видео не является руководством к действию!
Пример. Отсутствия самостраховок. Самоуверенный «буржуйский» ледолаз, который отпустил оба инструмента, устанавливая точку на полке.
https://youtu.be/c3GVZoWRXhI?si=xebTAX8zA1RY9TPk&t=315
Видео не является руководством к действию!
Пример. Самостраховки для инструментов при восхождении в горах от Дмитрия Павленко https://www.youtube.com/watch?v=X2x8J3_eAHA
Видео не является руководством к действию!
Пример. Использование самостраховок (лишей) для инструментов в ледолазании.
https://www.youtube.com/clip/UgkxX8jR3StTuwFkbq21DTty05cQBlzEVnJz
Видео не является руководством к действию!
Пример. Использование ледового инструмента в качестве точки.
https://youtu.be/E9Q5toY_c54?si=IwT-WLRind2m55ct&t=990
Комментарии
А причем тут крутой лед? Там сама конструкция кошки без крепления переднего ранта как у Grivel G14 или Rambo4 + скорей всего слабая подгонка под ботинок )) Вот и следствие этого такая хрень. Что послужило причиной выбора подобных кошек останется загадкой, легкоходы блин )))
А бревна-то я и не заметил
RSS лента комментариев этой записи