slide_logo.jpgslide_5.jpgslide_4.jpgslide_1.jpg

Ледовая мина

IMG 20210308 164122 346 s

Окончание транспортировочных работ. 7 марта 2021 г. Аршан.

 

Текст от 06 апреля 2021

В редакции от 10 апреля 2021

  

Хотелось бы сообщить КТК ФАР и альпинистскому сообществу информацию о необычном происшествии, которое привело к НС в нашей группе из четырех человек утром 7 марта 2021 г. во время ледолазания на водопадном льду WI3 сложности в районе поселка Аршан Тункинского района республики Бурятия. В результате разрушения льда на маршруте пострадавший получил двойной перелом на правой ноге. Природа возникновения разрушений на маршруте имела неординарный характер, однако в виду нарастания популярности ледолазания не исключено повторение подобной ситуации в будущем, что стало мотивом к данному сообщению.

 

Коротко о сути НС

Лидер лез вторую веревку, прошел очередную ледовую стенку и вышел на выполаживание перед большой горизонтальной ледовой полкой. Закрутил промежуточный бур и продолжил движение к полке для организации станции. В какой-то момент от удара инструмента (как сообщает сам лидер, поскольку он уже вышел за перегиб и был не виден с нижней станции) выше справа от него «выстрелил» огромный кусок льда диаметром около 2 метров. Поток воды и куски льда ударили лидера по ногам, что привело к срыву. 

  

Развитие событий

Погода перед выходом была стабильная на протяжении недели, в день выхода прогноз был на утро легкий минус -4-6С, днем до 0. Кулуар маршрута имеет западную экспозицию, прямого солнца там нет до конца марта. Группа рассчитывала пройти маршрут по утреннему холоду до обеда. Под маршрут мы подошли в 10-00, пролезли первую веревку, около 11-00 ближе к концу второй веревки произошел срыв лидера. 

Непосредственно перед НС группа (остальные трое участников) прошла первую веревку и находилась на большой горизонтальной полке слева на станции. Лидер работал слева направо, прошел ледовую стенку и скрылся за перегибом. Непосредственно в момент НС все участники на станции услышали громкий крик лидера и звук падения человека на лед, следом услышали очень сильные продолжительные звуки разрушений чего-то очень большого.

Сначала мы увидели сильный поток воды и кусков льда, летевших со стены в сторону станции. Затем мы увидели лидера, летевшего на большой скорости по льду, его падение по стене остановила страховочная веревка и крайний промежуточный бур. Лидер повис на веревке в потоке воды, просил о помощи, не мог опереться на ноги.

Первые 10-20 секунд поток воды был очень сильным, наша станция находилась у левого края, на расстоянии не менее 10 метров от стены, но все равно, вода и лед сбили группу с ног, страхующий получил сильный удар по каске.

Действия группы. Лидер был спущен на станцию и осмотрен, подозрение на переломы обеих ног. Вызвали МЧС, обезболили, наложили шину на правую ногу. Поднялись и осмотрели место НС (рис. 1), сняли и осмотрели снаряжение: ухо бура деформировано, повреждена страховочная веревка на расстоянии 1,5 метра от лидера. Организовали спуск и транспортировочные работы. 

 

В течение трех часов силами группы пострадавший был спущен с маршрута вниз по кулуару к тропе вдоль реки Кынгырга, где был передан подошедшему из поселка спасательному отряду с акьей. В 18-00 пострадавший был доставлен в п. Аршан и перегружен в нашу машину, к 22-00 доставлен в травмпункт г. Иркутска, где были диагностированы два перелома на правой ноге: малая берцовая и лодыжка, и сильный ушиб левой ноги. В настоящее время пострадавший выписан из больницы и проходит курс восстановления.

 20210407 pic1

  

 

Сценарий и предпосылки

Основные наблюдательные факты.

·         Лидер на момент НС находился (см рис. 1, крест с пунктиром) на пологом участке 1-2 метра ниже места разрушения льда.

·         Разрушение льда произошло на границе льда и снега у правого (по ходу) борта кулуара.

·         Все участники группы слышали очень сильные звуки разрушений, которые, субъективно, не соответствовали видимым разрушениям.

Выйдя на горизонтальную полку, лидер своими действиями вывел замкнутую систему (лед-вода) из неустойчивого равновесия. Триггером был либо удар ледового молотка, либо перенос массы тела альпиниста. Продолжительный поток воды под напором говорит о двух фактах, которые требуют нашего внимания: во-первых, о некотором объеме пространства в котором скапливалась вода, а, во-вторых, о наличии сил, создавших давление.

 

20210407 pic 2

 

 

Теория накопления воды. Геометрия ледовых каскадов (рис. 2) способствует накоплению воды на полках-мульдах после очередных скальных сбросов. В летний период в результате падения воды и камней со скальных сбросов на дне мульды образуется углубление в виде чаши, в которой может скапливаться вода.

В зимний период выход из мульды может быть заблокирован «ледовой пробкой». Пробка образуется на скальных сбросах, которые обычно представляют собой заглаженные скальные плиты, что способствует быстрому охлаждению медленно движущейся воды из мульды, и промерзанию этого участка.

 

Теория возникновения силы. Можно ограничиться тем, что вода создала напряжение во льду. С другой стороны, если попытаться рассмотреть картину шире, то можно сказать следующее. Само по себе, большое количество воды не может накопиться, так как подледное пространство сильно ограничено размерами чаши в мульде и подпором из ледовой пробки. Вообще сам процесс образования ледотока заключается в том, что вода бежит по поверхности льда,  а не по руслу под ним.

Однако при накоплении снега в течение зимы, картина может измениться.  Во-первых, снег, как отличный теплоизолятор, может препятствовать замерзанию воды на поверхности льда, а, во-вторых, увеличить весовую нагрузку на лед, что может привести к выдавливанию воды из подледного пространства (что часто бывает на равнинных реках при многоснежной и холодной зиме).

В нашем случае известно, что зима в 2021 г. в районе Аршана была многоснежной, с большим числом снегопадов и сильных ветров,  что нетипично для Тункинских Гольцов (Восточный Саян). Кроме этого, две группы альпинистов, сходившие этот маршрут за три и за две недели до нас, сообщали об аномально большом количестве снега для данного маршрута. В день выхода мы не обнаружили на подходах следов тропежки групп (последняя непогода была неделю назад).

Проанализировав место НС (рис. 1) мы предполагаем, что сдуваемый в кулуар снег создал условия, при которых количество льда в мульде стало значительно превышать нормальные значения, что в свою очередь спровоцировало выдавливание воды из подледного пространства к краям кулуара, где под снегом находились крупные камни. Снег и камни создали пустоты для накопления воды, а верхняя часть снега обледенела от тепла и создала тонкую ледовую корку, которая хорошо видна на фотографии с места НС в виде «ледовых крыльев» сильно поднимающихся вверх по снегу  - на рис. 1 обведены и отмечены красным штрихом под номерами I и II.

Разрушение правого крыла в нижней части мульды привело к выходу воды наружу под собственным весом, однако система лед-вода вышла из равновесия, лед стал проседать под собственным весом в образующееся свободное пространство, что подтверждается слышимым сильным протяжным  звуком кажущихся разрушений, которые не были обнаружены. Проседание льда привело к напору воды, который наблюдала группа.

 

Прогнозирование эффекта «ледовой мины»

1)     Во-первых, «ледовые крылья» в мульде, вероятно, самый сильный и явный признак опасности. На месте НС на границе льда и снега были обнаружены ледовые участки (рис. 1, выделены красным контуром и обозначены I и II), вздымающиеся вверх, в направлении к снегу, над основным ледотоком.

2)     Во-вторых, наличие перехода между сухим и мокрым льдом может быть необязательным признаком скопления воды, особенно, если на маршруте прослеживаются полки-мульды с высокими скальными бортами. В нашем случае, лидер увидел мокрый лед на следующем каскаде (см. рис. 1 граница мокрого льда хорошо видна), но сам в это время находился на сухом льду, и полка перед ним была тоже сухая.

3)     В-третьих, большое количество снега на маршруте. Снежную обстановку можно оценить еще на подходах. Крупные камни, присыпанные или задутые снегом, образуют между собой пустоты, заполняемые водой. При наличии воды на маршруте существует вероятность провала в воду на границе льда и снега.

Меры предосторожности. При заснеженности маршрута избегать границы льда и снега, стремиться делать выход с ледовой стенки на горизонтальную полку по центру ледотока, считать полки-мульды потенциально опасными с точки зрения аккумуляции воды.


Надо признать, что приведенные признаки должны рассматриваться в совокупности, так как сам по себе мокрый лед – нормальное явление на каскадном льду, как механизм возникновения ледотоков. Вероятнее всего для оценки рисков вам потребуется определенный опыт, интуиция и внимание.

 

Комментарии   

Дмитрий Жданов
#1 Дмитрий Жданов 12.04.2021 00:33
Информация на странице КТК ФАР m.vk.com/wall-118128445_2416

У Вас недостаточно прав чтобы оставить комментарий

Рейтинг@Mail.ru