Восхождения на Эльбрус и Казбек. Отчёт с фотографиями

Оригинал отчета: Восхождение_на_Эльбрус_и_Казбек.docx

Идея совершить восхождение на Эльбрус появилась у меня по следующим причинам:

1.   Это круто, значимо. Всё-таки, это высшая точка России и даже Европы – 5642м.

2.   Ожидаемо красивые, потрясающие виды вокруг. Полноценное путешествие.

3.   По Эльбрусу минимальные риски, т.к. технически несложно, особенно если есть начальная альпинистская подготовка, есть широко развитая инфраструктура.

4.     Вследствие п.3 восхождение можно сделать самостоятельно, т.е. сэкономить свои деньги. Конечно, это уже с учётом своей базы подготовки: технической, физической и психологической.

5.   Для меня восхождение на Эльбрус и следом на Казбек – также возможность проверить себя на выносливость и переносимость высоты. Так как желаю в будущем попробовать себя в восхождении на семитысячник – пик Ленина (7134м).

6.   Это подарок себе ко Дню рождения, которое у меня 16 сентября. Совершать восхождения в конце лета – начале осени для меня становится традиционным. В прошлый раз в качестве подарка была выбрана Белуха, на которую я взошёл в конце августа – начале сентября. На будущий год цель уже поставлена (см. п.5).

По п.4 каждому потребуется принимать самостоятельное решение. Для многих оптимальным будет найти попутчика - уже бывавшего там. Но, в данный период времени, любой человек, хоть раз, сходивший на гору, понимает, что обладает определённым правом требовать за свои знания и расходы, понесённые при получении этих знаний, определённой материальной компенсации. Стоимость своих услуг они оценивают в 50-60 тысяч рублей применительно к Эльбрусу. Также на их клиентов ложатся расходы на проезд к и от места сбора, на страховку от болезней и несчастного случая, стоимость проката снаряжения, а также частично питания и проживания. В общем, такое мероприятие обходится клиенту в сумму не менее 100-120 тысяч рублей, без учёта покупки собственного снаряжения, но это уже инвестиции в своё увлечение.

Новичкам и неуверенным в себе – путь к ним. Имеющим техническую, физическую и психологическую подготовку – по моему мнению, надо пытаться идти самостоятельно. Мы решили провести восхождение самостоятельно. Наша команда: Жанна Ц., Евгений О., Дима В. и я, Дьячков Андрей. Мужчины перечислены с разницей в возрасте в 10 лет, по возрастанию. Все, кроме Жанны, занимались в разное время в ИСАльпе (Иркутская секция альпинистов).

Хронология нашего восхождения

1.   21-22 августа. Изначально мною планировался переезд в Терскол или Азау сразу по прилёту, но ввиду того, что из-за эпидемии коронровируса мы тянули с покупкой билетов до последнего и в поисковых системах отсутствовали дешёвые рейсы, прилетающие в Минеральные Воды днём. Пришлось заночевать в Минводах, что немного сократило срок акклиматизации, т.к. высота в МВ где-то 600м, а в Терсколе и Азау – 2000-2300м. На следующий день мы переехали в Терскол.

2.   22-23 августа. Приехав в Терскол, несмотря на дождливую погоду, прогулялись на пик Терскол (3000м) мимо водопада Девичьи косы. На следующий день поднялись на пик Чегет до высоты примерно 3450м. От поляны до места пересадки мы поднимались самостоятельно, а вторую часть подъёмника решили подъехать, чтобы сэкономить время, так как погода опять начала портиться. В итоге, мы дошли по гребню до места, где надо делать дюльфер, а снаряжения у нас не было. К тому же погода испортилась, пошёл дождь, а затем град с ветром.

3.   24 августа мы переехали на Гарабаши и поселились в приюте на 3730 м. В тот же день прогулялись до скал Пастухова, до высоты 4450м. После этого выхода я хотел переехать в приют на 4100, но против этого выступил один из членов команды, мотивируя это тем, что на низкой высоте более комфортно и мы будем лучше восстанавливаться. Зная, что такая точка зрения распространена, не стал спорить и согласился, хотя сам целесообразнее считал ночевать 2 ночи на 4100.

4.   25 августа мы совершили вторй акклиматизационный выход до потонувшего в снегу ратрака на высоте 4930м. и далее, до начала Косой полки до высоты 5030м. После этого опросил народ об их состоянии, смерил оксигенацию и не увидел повода устраивать ещё один акклиматизационный выход на седловину 5300м. Решено было совершить попытку восхождения. Тем более, ожидалось ухудшение погоды.

5.   26 августа провалялись, пытаясь поспать, до 23 часов. Затем встали, собрались и в час ночи двинулись на штурм. Никаких ратраков и снегоходов не использовали. Чувствовали себя способными да и просто хотели совершить восхождение по честному, только собственными силами. Это было уже 27 августа.

6.   Шли до косой полки 5 часов – это было не быстро, но, в то же время, никто нас пешком не обгонял. При траверсе косой полки в сторону седловины меня накрыло. Никакой тошноты или испражнений, просто слабость. Всё-таки там подъём 300м. К тому же было очень жарко и безветренно. Подъём с седловины довольно крутой, приходится пристёгиваться к тросам. Подъём проходит как бы по спирали и фактически опоясывает гору, выходя на предвершинное плато, завершающееся маленьким бугорком вершины. В утренние часы, когда совершают восхождение большинство восходителей, солнце светит со стороны красивых гор в сторону невыразительной долины. Поэтому снимки на фоне вершины не имеют красивого заднего плана.

7.   На спуске Женя с Жанной убежали быстро вниз, а я пошёл, смиренно поджидая Диму В., который шёл медленно, да ещё без конца разговаривал по телефону, получая поздравления. Зачем торопиться и портить человеку день его триумфа? Когда мы спустились, Женя и Жанна уже поели в высотном кафе. Мы последовали их примеру.

8.   27-28 августа. Ещё ночь переночевав на высоте 3730м, мы спустились в Терскол. Нам предстояло важное мероприятие – получить Сертификаты о восхождении. Их продаёт по 500 руб. глава федерации альпинизма КБР в кафе Купол. Заодно покушали в его заведении шашлык из баранины и десерт из фруктов с мороженным. Сфотографировались вместе с ним. Времени было ещё много и решили сбегать на водопад Терскол.

9.   С этого момента от нас отделяется один из членов команды – Дима В., он планировал только Эльбрус и теперь летит домой. Нас осталось трое.

10.   29 августа переезжаем в сторону Казбека. Так как договориться с местными таксистами у нас не получилось, сели на маршрутку до Нальчика, а в Нальчике – ещё на одну до Владикавказа. Во второй маршрутке мы основательно перегрелись, так как женщины позакрывали все окна. На автовокзале Владикавказа нас атакуют таксисты, яростно торгуясь, а потом начиная узнавать у знакомых по телефону где находится этот Кармадон. В конце-концов, они сдулись, а мы позвонили в службу такси, номер которой прочитали на проезжавшем такси, и к нам приехал джигит на отечественной ладе гранте, полбагажника которой занимала газовая установка. В общем, за полторы тысячи и с рюкзаками на руках, мы через некоторое время домчались до погранзаставы в Кармадоне. Далее ухабистая дорога пошла круто в гору и таксист везти нас побоялся, хотя местные на таких же машинах проезжали до самого дальнего селения Тменикау. Один такой бесплатно подвёз наши рюкзаки и Жанну почти до поста пограничников, за что ему огромное спасибо! Пройдя контроль, мы отошли от поста метров на 100 и заночевали. И правильно сделали. Путь до следующей остановки – верхних кармадоновых ванн очень неблизкий и тяжёлый. Высота где-то 1800м.

11.   30 августа полдня шли до ванн, высота где-то 2400м. Дальше решили не идти. Решили прибиться к коммерческой спортивной группе. Их руководитель был не против.

12.   31 августа двинулись. Очень долго, по всем правилам, переплавлялись по тросам через речку. Затем также долго через реку в леднике. Наконец подошли к скальному контрафорсу и полезли. К вечеру были на 3500м. Разбили лагерь.

13.   01 сентября двинулись с 3500 на 4200. Шли часов 5. Вышли на снежную сковородку. Встали лагерем. По рации передали, что на следующий день к 13 часам ожидается гроза. Коммерческие группы принимают решение выступать в 1 час ночи. Присоединяемся.

14.   02 сентября. Как-то ухитрились опоздать к началу движения по леднику. Беру темп, позволяющий догнать ушедшие группы, но Женя против. Ставлю его первым. Отставание резко увеличивается и мы уже не видим ни людей, ни тропы. Останавливаемся на крутом участке, чтобы достать ледорубы. Тут один из участников теряет варежку – классика жанра. Спускаюсь почти на всю верёвку, но спасаю варежку. На подъёме обратно чувствую как задохнулся. Через полтора часа мы на вершине. Фотографируемся, обнимаемся. Мы в эйфории, у нас получилось! Спускаемся в лагерь. Тут же собираемся и валим на 3500. Там нас застаёт гроза. Встаём на ночлег. Гроза и ветер с дождём бушевали всю ночь. Было весело!

15.    03 сентября. К 4 утра всё прекратилось и было решено валить дальше, т.к. к обеду ожидалась очередная гроза. Впрочем, мы спустились на ванны, приняли горячие ванны, поели и пошли дальше вниз, но грозы так и не случилось. Шли очень долгий путь (до погранпоста), на жаре, под очень тяжёлыми рюкзаками. С погранпоста вызвали такси, пока оно ехало, дошли до погранзаставы в пос. Кармадон. Переночевали во Владикавказе.

16.   04 сентября. Переехали в Минводы. Ночуем в отеле Гостиный двор.

17.   05 сентября. Едем в аэропорт, летим домой.

18.   06 сентября. Прилетаем в Иркутск. Разъезжаемся по домам.

Краткий отчёт о нашем путешествии с фотографиями параллельно с расходами.

День 1. 21 августа. День отлёта.

Вначале летели по двое в разных самолётах с разницей в 2 часа, а затем по двое передвигались на такси. В отеле в Минеральных Водах мы воссоединились и далее передвигались и жили вчетвером.

1.        Авиаперелёт туда и обратно авиакомпанией С7 и Аэрофлотом с одной пересадкой в Москве из Иркутска в Минеральные воды обошёлся в 26240 руб.

Кассовый чек

10.08.2020 19:13

ИТОГО 26240.00

2.   Перекус в аэропорту Москвы обошёлся мне и Диме Воцке по 480 руб. и Кока-кола в Иркутске – 70 руб.

Дима Воцке. Бесплатная реклама KFC. Очень дорого!

3.       Такси на двоих до гостиницы в МВ стоило 500руб., т.е. по 250руб. на одного.

4.       Отель (посредственный) в Минводах – 625руб. с чел.

5.       Магазин Магнит – 800 руб. Там мы купили почти все продукты для восхождения.

День 2. 22 августа. Переезд в Терскол и поход на водопад Девичьи косы.

6.       Такси до Терскола (Микроавтобус Мерседес) – 4000р., т.е. по 1000 руб. с человека.

7.       Обед в Терсколе в отеле Релакс - 460 руб. с меня. Заказал порцию мант 5шт. творог и чай.

Творог, манты, лагман, хычины. Согласитесь, такая еда благоприятно влияет на общее самочувствие человека.

8.       Пропуск в нацпарк – 50 руб. Пост стоит вначале тропы (мимо не проскочишь) к водопаду Девичьи косы и пику Терскол (Обсерватория), куда мы сходили по приезду в Терскол.

Андрей, Дима, Женя, Жанна

9.       Ужин в том же отеле – 280 руб.

10.   Плата за номер в отеле Релакс – 1000 руб.

День 3. 23 августа. Подъём на Чегет

11.   Завтрак в отеле Релакс - 270 руб.

12.   Подъём на верхнюю часть подъёмника на г. Чегет – 150 руб. с человека. Первую часть подъёмника мы прошли пешком.

Место окончания второй части подъёмника на Чегет. Здесь делают сэлфи на фоне Эльбруса

Стоим на гребне г. Чегет на высоте 3450м. Непогода нас всё-таки нагнала

13.   Кафе на Чегете в месте пересадки – 300 руб. Вниз мы шли полностью с вершины.

Орёл нашёл свои крылья

14.   Такси – 150 руб на двоих, т.е. по 75 руб. Исследовательская прогулка меня и Жени до Азау.

15.   Газ – 2 балона по 230гр. 600 руб. за 2 шт., т.е по 150 руб. с каждого.

День 4. 24 августа. Переезд на Гарабаши и выход до скал Пастухова

16.   Завтрак в отеле – 300 руб.

17.   Такси до Азау – по 50 руб.

18.   Подъём на старой канатной дороге до Гарабаши 3730м – по 800 руб. Новая была на профилактике.

Вагончик старой канатной дороги устремляется ввысь

19.   Нацпарк – доплата по 250 руб. Поборы нацистов – они везде. Чек с тропы на Девичьи косы сохраняйте, иначе платить придётся 300 руб.

20.   Магазин в Азау – по 200 руб.

21.   Аптека – порошок нимесил для Димы на 300 руб. В итоге он пил мой фемазепам.

22.   Проживание в контейнерах Редфокса на Гарабаши – по 800 руб.

Питались в отдельном контейнере-кухне.

Дима встретил одну из своих кумирок и она не отказала ему в совместном фото.

В тот же день сходили до скал Пастухова, где-то на 4450м.

Очень много коммерческих групп. После обеда на этом спуске ручьи и лужи

Мы с Женей сходили до конца этой гряды 4450. Дима с Жанной повернули назад раньше.

Есть Нижние скалы Пастухова

Внизу справа приюты на 4100м.

День 5. 25 августа. Акклиматизационный выход до ратрака и начала косой полки

Уже выше скал Пастухова

У потонувшего ратрака 4930м.

Поднялись ещё выше – до места разворота у косой полки – около 5100м.

Ушба. Очень крутая гора в Грузии

23.   Проживание в бочках на Гарабаши (2730м)– по 1000 руб. Переехали туда после ратрака.

Готовим снаряжение к штурму

День 6. 26 августа. День отдыха перед штурмом

24.   Проживание в бочках на Гарабаши – по 1000 руб.

25.   Сходили в кафе на Гарабаши: яичница, пирожное, чай, мясо сущённое – 700 руб.

26.   Вода из кафе – по 250 руб. за 5л бутылку. Купили 4 бутылки на четверых. На 2 дня хватило.

День 7. 27 августа. День восхождения на Эльбрус

Вышли в час ночи

Рассвет встретили где-то между скалами Пастухова и ратраком

Внизу отдыхающие на седловине и подходящие с Косой полки

Далее подъём идёт резко вверх, огибая гору по спирали влево

Трое из ИСАльпа на вершине: слева направо Андрей Д., Евгений О., Дмитрий В.

Финальное плато перед вершиной

Жанна пока ещё смело загорает, потом будет мазаться и делать компрессы

Спуск на седловину идёт по тропе, проходящей чуть выше подъёмной тропы.

27.   Проживание в бочках на Гарабаши – по 1000 руб. После штурма решили провести ещё одну ночь наверху.

28.   Сходили в кафе на Гарабаши – отметили восхождение: манты, козинак, чай – 400 руб.

День 8. 28 августа. Спуск в Терскол, получение Сертификатов, выход на вдп Терскол.

29.   Подъёмник – 100 руб. За спуск и подъём заплатили сразу, но за третий этап берут по факту.

Чёрный Орёл

Белый Аксакал

30.   Фотосессия – прокат реквизита – 250 руб.

31.   Такси – по 75 руб.

32.   Отель Эльбруссия в Терсколе – по 930 руб.

33.   Фрукты – 100 руб.

34.   Сертификат – 500 руб.

Вместе с главой федерации альпинизма КБР после получения Сертификатов

35.   Шашлык и десерт в кафе Купол -700 руб.

32-2

Шашлык по случаю

После торжественного обеда прогулка на водопад Терскол. Рекомендую

У водопада орлиные крылья. Символично

На обратном пути, кажется, кто-то потерялся. Искали всем племенем…

Счастливое воссоединение

Итого на путешествие по Эльбрусу потрачено: 42 220 руб.

День 9. 29 августа. Путешествие на Казбек со стороны России (2А).

36.   Маршрутки в Нальчик и Пятигорск по 250 и по 420, такси в Кармадон – по 500 руб.

Кармадонское ущелье. Место гибели Группы Сергея Бодрова

Погранзастава в Кармадоне

Заброшенный санаторий в Кармадоне

Рюкзаки загружены по 30 кг

Переночевали возле поста пограничников. Это дальше Кармадона с заставой и пос. Тменикау.

День 10. 30 августа. Без расходов. Переход до горячих ванн

Пик Майли и одноимённый ледник. Казбек не видно, он слева

Горячие верхние Кармадонские ванны.

Отмокаем

Лагерь на ваннах

День 11. 31 августа. Без расходов. Переход с ванн до 3500 на контрфорсе.

Переправа через реку находится недалеко от лагеря

Переход по леднику с переправой через каньон. Под камнями тоже лёд

Вышли на контрафорс

Сыпуха над сбросами

Лагерь на 3500

А мы встали чуть повыше

Сквозь облака просвечивают огни Владикавказа. Но связи на смартфонах нет

День 12. 01 сентября. Без расходов. Переход с 3500 на 4200

С утра оставили уютный лагерь и отправились на 4200

Пересекаем ледово-снежные кулуары

Работаем на пределе. Высота

Отдыхаем тоже с отдачей

Место у скалы. Здесь можно поставить одну-две палатки

Пристегнулся сам, пристегни рюкзак. А то мало ли что…

Ещё один пристегнулся

И ещё один

А вот и Казбек показался. Тоже двугорбый.

А здесь мы будем жить. Правда, оказалось, что жили только до 12 ночи

Пока народ тусовался, сходил на пик ОЖД, благо он выше стоянки всего метров на 200.

Казбек ждёт

День 13. 02 сентября. Без расходов. День штурма Казбека

Связки пошли в час ночи

Луна нам освещала путь

А город ещё не спит

Поутру вышли к бергшрунду. Высота где-то 4800м

Обходим бергшрунд слева по ходу движения вверх

Вышли на седловину, 5000м. Народ уже спускается с вершины

Стоим на вершине Казбека. Орём Сулугуни, Киндзмараули и другие созвучные слова. Пьяные, чё…

Жанна готовится к взлёту, в Грузию видать собралась

С грустью переходим на спуск. Пора

Наш железный человек порывался взойти на восточную вершину Казбека. Еле отговорили

Белый айсберг в океане гор

Их лица помяты, в глазах глубина…

День 14. 03 сентября. Возвращаемся в цивилизацию

37.   Такси во Владикавказ – по 500 руб. По пути останавливаемся возле монумента жертвам схода ледника в Кармадонском ущелье

Мемориал

38.   Гостиница – по 900 руб. вместе с завтраком.

39.   Кафе на прогулке по набережной – 320 руб.

40.   Фрукты, напитки в номер – 500 руб.

День 15. 04 сентября. Перезд из Владикавказа в Минеральные воды

41.   Такси до МВ – по 1000 руб.

42.   Столовая Халяль в пути – 240 руб.

43.   Отель Гостиный двор в МВ – по 800 руб.

День 16. 05 сентября. Прогулка на вечный огонь и отъезд в аэропорт

44.   Поздний завтрак в кафе Шашлычный дворик – 400 руб.

Люля кебаб из баранины

Капучино смеётся

45.   Такси – по 125 руб.

46.   Кафе в аэропорту – 350 руб.

Итого: по Казбеку - 6 305 руб.

Всего по двум горам: 48 525 руб

Кроме того:

Сувениры:

1.       Чурчхела: 30шт. по 40 руб.=1200 руб.

2.       Сборы для глинтвейна, магнитики-чеканки – 1500 руб.

3.       Майки 2шт., пластмассовые магнитики 2х500=1100 руб.

Итого: 3800 руб.

Магазин Альпиндустрия:

1.       Очки Джулбо Explorer 2,0 фотохромные (фактор защиты 2-4)– 11 264 руб.

2.       Коврик ТАР самонадувной (51х183, т. 3,8 см, R-value – 3,4, вес – 670 гр.) – 8 656 руб.

3.       Рюкзак лёгкий Берган Alpine 45 л – 7 360 руб.

4.       Аккумулятор Пецль Core – 2 136 руб.

5.       Бокс для документов – 1320 руб.

6.       Рукавицы/перчатки Red Fox Transmitten – 1 120 руб.

7.       Ремень для рюкзака Low Alpine– около 1 300? Руб.

Итого около 33 156 руб.

Траты в магазине были запланированы мною заранее, т.к. в Иркутске таких товаров не было, и я их искал: очки, коврик, аккумулятор. Рюкзак и прочие мелочи были куплены спонтанно. Цены указаны с учётом 20-процентной скидки по карте Федерации Альпинизма России.

Многие отели и такси были заказаны ребятами через сервисы в Интернет. Жанна уже бывала на Кавказе и знала, где, что заказывать. У меня тоже была некоторая информация, полученная при общении с побывавшими там ранее восходителями. Я не сторонник что-либо заказывать заранее, считаю, что человек с налом везде рулит. А тут часто оказывалось, что отказаться от неподходящего отеля или услуги неудобно.

Всего мною потрачено за поездку около 85 000 руб., из них на магазин и сувениры – около 37 000 руб. и на сами мероприятия – 48 500 руб. Заметьте, на Эльбрус было потрачено 42 200 руб., но с учётом того, что нам надо бы было ехать из Терскола В Минводы и что-то есть, можно смело прибавлять ещё по 1500 руб. Тогда поездка только на Эльбрус обошлась бы нам в 44 000 руб. При этом мы хотя бы раз в день питались в кафе и не пользовались хостелами – жили в гостиницах. Желающие могут ужаться и сэкономить тысяч 5, или шикануть и добавить к своему бюджету ещё 5-10 тыс. руб. Но это должно быть решение всей Вашей компании.

Восхождение на Эльбрус по большому счёту не является альпинистским восхождением, т.к. не имеет технических сложностей на маршруте. Поэтому мною было предложено заодно совершить восхождение на Казбек со стороны России. Тем более, что тогда логистические расходы делятся на две горы и становятся совсем мизерными. Ребята меня поддержали, и я благодарен им за это. Без них я бы, возможно, не решился на второе восхождение, а ехать туда ещё раз считаю нецелесообразным. В мире ведь ещё так много гор, где надо успеть побывать, а жизнь так коротка.