Восхождение на пик Ленина

 

Пик Ленина или два года за горой.

 

DSC00549

            Путешествие моё начиналась не очень гладко. Во первых денежные трудности, во вторых временные. С финансовыми трудностями я справился быстро. С февраля, при помощи Российской судебной системе, не имею наличных денег, а имею кредитно-пластиковую историю. Я просто вогнал себя в большие долги. Временные проблемы решились выпрашиванием на работе не положенного мне отпуска. Когда трудности разрешились, времени уже не оставалось. Через турфирму Альпиндустрия-тур и Памир экспедишин за пять календарных дней включая выходные мне оформили все документы (пропуск в погран. зону, регистрацию, страховку). И полетел я в уже родной среднеазиатский город Ош. 10 августа турфирма организовала мне трансферт на поляну Ачик-Таш. Ехал на микроавтобусе Мерседес в гордом одиночестве, я и водитель. Выяснилось так же, что я крайний клиент Памир-экпедишин в сезоне 2014г. на Ленина. И так, 10 августа я прибыл в базовый лагерь на поляне Ачик-Таш. На другой день, усилиями местного владельца лошадей Пазелды за 2 Евро за кг мой груз 33 кг был отправлен в следующий лагерь, и вместо акклиматизационной прогулки по плану до луковой поляны либо восхождение на пик Петровского, я волею судьбы сразу направился в передовой базовый лагерь № 1 (ABC) 4400м. В первом лагере, как и в прошлом году мне сразу стало очень плохо и 12 число я провёл в своей палатке ни куда не выходя, ни чего не видя вокруг.

Но делать нечего, необходимо пытаться набирать акклиматизацию. И как раз этого сделать мне и не удалось. 13 августа я запланировал подняться и переночевать в лагере № 2 «сковородка» 5400м, но катастрофа с высотными пластиками (отклеилась подошва), не дала возможности этот план осуществить. Попросил у ребят с Памир-экспедишин клей, выполнил необходимый ремонт. Но это был не супер клей, а типа «момента» китайского производства, которому необходима выдержка не менее суток. Так что весь день занимался повседневными вещами, варил еду, раскладывал вещи и снаряжение из одного угла палатки, в другой. Погода все предыдущие дни стояла замечательная. Толпы туристов и альпинистов проходили через наш лагерь постоянно, неся с собой груз для организации промежуточных лагерей, получения акклиматизации или спускаясь с горы на отдых. И на этом хорошая погода закончилась.

DSC00513

 

Бац, и всё. С 14 августа пошёл снег. С утра на непродолжительное время появлялось солнце, но потом всё затянуло, и снег валил до следующего утра, и так пять дней. И вот здесь и начались трудовые будни под горой. Варил еду и весь божий день, и ночь разгребал палатку от выпавшего снега. Если проспать уборку снега, он заваливал все два выхода, все щели под низом палатки и два вентиляционных окна сверху. Хватило одного раза проспать уборку и остаться ночью без кислорода. Когда ко мне в вентиляционное окно ночью заглянул, какой то мужик, с гнусной физиономией, я взглянул на него, подумал какая отвратительная рожа и понял, что я стал отлично видеть в кромешной темноте и к тому же с закрытыми глазами. Далее сценарий развивался более фантастично. Не буду рассказывать весь сюжет, совершенно реальный, но ко мне подскочил какой-то мультяшный персонаж с саблей и срубил мне голову. Я всем телом конвульсивно вздрогнул, сознание ко мне кратковременно вернулось, и мой легендарный организм судорожно начал хватать ртом воздух. Мне хватило разума сообразить, что мне не хватает кислорода. Я распахнул на полную вход в палатку, ввалившийся сугроб с полметра высотой, помог привести меня в чувство. С каждым глотком свежего воздуха, ко мне возвращалась ночная тьма, а цветные галлюцинации уходили в небытиё.

С тех пор я спал с частично открытым входом в палатку.

DSC00532Целыми днями я бродил по лагерю. Сделать вылазку, размять тело, как то более или менее двигаться, желание не возникало. Пойду, намокну, промокну, а где буду одежду сушить? А если завтра хорошая погода и надо утром стартовать? А у меня всё мокрое.

 

 


 

Короче, пять дней по большому счёту провалялся в палатке в горизонтальном положении. 

DSC00500

 

DSC00509За то вечером в гостевой юрте встречались все немногочисленные  обитатели передового базового лагеря. На три часа включался генератор, появлялось электричество, свет, юрту топили, кормили народ ужином, а после все ждали, когда Николай (комендант лагеря) нарисует на школьной доске прогноз погоды на следующие три дня. Все сидели в уютной обстановке, разговаривали, травили байки и анекдоты, знакомились друг с другом. Мне повезло. Сдружился с отличными ребятами с Казахстана, в дальнейшем шли на гору единой командой. Это Василий с Астаны и Игорь с Алма-Аты. Так же познакомился с Виталием из Тольятти, с Владимиром с Красноярска, с парнями из Москвы – Павлом и Олегом. И вот у нас уже полноценный единый коллектив. Мы все объединились и целыми днями проводили время вместе, общались, разговаривали, строили планы на восхождение.

DSC00704И наконец, то. После 5-и дней безнадёги, в правом нижнем углу информационно-прогнозной доски появилось вместо, простите, (задницы) – солнце. Окно!!! Буквально один день неплохой для восхождения погоды. Ура!!! Прогноз давал шанс на 21 число.

 

 


 

            Было решено стартовать 19-ого числа на «сковородку» 5400м, 20-ого на «Раздельную» 6100м и 21-ого попробовать взобраться на 7134м. Но. Но у меня нет акклимухи. У всей нашей команды она есть, а у меня нет. Все приехали на неделю раньше меня, у всех уже поставлены промежуточные лагеря, палатки на 5400 и 6100. Ну что ж думаю, другого шанса может и не быть. Принимаю решение идти в альпийском стиле без установки промежуточных лагерей, набирая акклиматизацию по ходу, без спуска на отдых. Беру с собой, не без задней мысли, свои лёгкие зимние треккинговые «Соломоны».

            Всё 19-е число. Выдвигаемся в 530 утра. Проходим участок до «сковородки» в связках – зона возможных сходов лавин и зона открытых и скрытых трещин. В прошлом году я уже нырял в самую большую трещину, вторым номером на верёвке вслед за первым. На верёвке нас было четверо. Остались живыми случайно, было без шансов. Первый брякнулся вниз и в метрах в 15-18-ти рухнул на маленький с метр шириной мостик. И получилось так, что 3-его и 4-ого дёрнул только я один. Им удалось успеть зарубиться. Поболтавшись в трещине в итоге я зажумарился и вылез сам. Первый тоже остался цел. Если бы не этот мостик мы улетели бы все вчетвером. Без шансов.

DSC00579

 

            Короче идём. Я отстаю. Но ребята с Казахстана молодцом, знают, что мне плохо, меня долбит горняшка, сбавляют темп. На 5400 встречаем наших знакомых – сборную из Перми и Украины. Парни не попали на вершину, не хватило буквально двух дней, что бы дождаться хорошей погоды. У них уже не было времени ждать, они шли «вобанк» в непогоду, но мороз и ветер не пустил их наверх. На сковородке мне поплохело. Меня болтает из стороны в сторону на ровном месте. Думаю, если так дальше пойдёт, брякнусь без сознания, и ни кто меня живым с горы не спустит.

DSC00582

 

 Ночь. Сплю как всегда плохо, если это времяпровождение можно назвать сном. Полусон – полудрём. Просыпаюсь почти каждый час. Сердце молотит как сумасшедшее.

 

 

 

Но утром как не странно чувствую себя сносно. Выдвигаемся часов в 10. Поднялись на «Раздельную» 6100 в 1700. Иду медленно, но солнце и безветренная погода поднимают настроение. Небо чистое и окружающие горные склоны и вершины видны во всех подробностях. Подолгу отдыхаю, много пью.

DSC00605

 

Сегодня ночью час Х. Идём на штурм в 4-е утра. Вечером не могу уснуть. Чувствую, парни то же за меня волнуются, за моё состояние. А как завтра? Думаю. Думать и соображать на высоте проблематично. Короче, исходя из моего самочувствия, принимаю решение идти в лёгких «Саломонах». В тяжёлой высотной обуви мне до вершины не дойти, по крайней мере, в разумные контрольные сроки. Если и доковыляю до макушки, то обратно точно ни сил ни времени не хватит.

            Выход. 4-е утра -15,-200С, ветер – 20км/ч. Дубак. Идём первый психологически переломный участок – склон 35-450 на 6400м. Здесь главное перетерпеть утренний холод и ветер. Выхожу на 6400, ноги прихватывает, я терплю, волнуюсь, через каждые 10 минут пытаюсь ноги «отмахать». Меня догоняет Вася. С этого момента мы шли всегда вместе и не отходили друг от друга не более чем на 50 коротких шагов. Подходим к «ножу». Склон 45 -700. Я вылез на солнечный пяточёк, пытаюсь подставить под солнце ноги. Солнце светит, но не греет. Холодно. Вася хочет разворачиваться обратно, отдаёт мне рацию. Я честно сказать о том, что бы повернуть назад и не думал. Говорю Васе – иди за мной не дальше чем на 10 шагов. Медленней меня на горе говорю ни кого нет. Захочешь развернуться да ради бога, но только позже, пройди со мной хотя бы ещё немного. И мы полезли на «нож».

            Как ни странно, но на критичных склонах я чувствую себя уверенней. Вбиваю кошки в снег – раз, два. Втыкаю ледоруб – раз. Опять кошки в снег – раз, вторая нога – два. Ледоруб – раз. Склон крутоват, за то высоту набираешь махом. Полчаса и мы на 300 метров выше. Пролезли «нож», Вася за мной, не отстаёт и не разворачивается. Выбираемся на ровное место, падаем без сил. Замечаю, что не чувствую ступней. Проходим ещё немного, я нахожу неплохое место, что бы укрыться от ветра. Привал. Снимаю кошки, ботинки, носки. Так и есть, пальцы ног неестественно белого молочного цвета, и не какой чувствительности. Растираю до сдирания кожи, снимаю пуховку, заматываю ноги. Пальцы не отходят. Плохо. Всё одеваю обратно кроме кошек. Иду без них, что бы работали суставы стопы. Идём. Минут через 15 кошки пришлось одеть снова. Подъём серпантином на скальные сбросы, с выходом на огромное снежное поле. Встречаем человека идущего с вершины. Русский. Его шатает, видно, что идёт уже на автопилоте. Спрашиваем – скоро ли вершина? Ответ – ребята, всё в порядке, вершина Ваша, вершина близко, осталось всего немножко - ….3-и часа…. Если бы у меня был бы парабеллум, то я бы застрелился.

DSC00613

 

 Падаем без сил в снег. За этими эмоциональными действиями я не заметил, что у меня стали сильно болеть пальцы ног. Ура. Значит, восстанавливается кровоснабжение сосудов. Боль стала нестерпимой, но я буквально наслаждался ею. Топаем снежное поле – 50 шагов, остановка, подходит Василий, то же дышит как слон, трогаюсь, ещё 50 шагов, остановка, пытаюсь отдышаться, жду Васю. И так далее. За снежным полем виднеются скальные останки. Проходим. Ещё одно снежное поле. Скальные останки. Следующее снежное поле. И наконец, вот Она. Вершина.

Всё на месте. И бюст Ленина, и памятник, и всякие флаги-вымпелы. Впрыск адреналина. Эйфория. 30 минут бурной радости. Фотографирование. Поцелуй Ленина в маковку.

Два года не было и дня, что бы я о ней, о горе, о вершине, не думал, не представлял её. И вот она - мечта. С прошлого сезона гора меня ждала, звала, приходила ко мне во сне. Она не оставляла меня.

            12 часов нам с Васей Лузгиным понадобилось, что бы подняться на вершину.

            Всего было 30 счастливых минут, но надо двигать вниз. Вася спешит, вижу силы на пределе, нервничает. Я иду медленно, часто отдыхаю. Пытаюсь себя успокаивать – гора НАША, не надо торопиться, осторожно, аккуратно. Чувствую, что иду уже на автопилоте. Меня уже не интересует ни чего вокруг, только тропа, только вниз. С ножа спустился спортивным дюльфером. У Васи получилось, как то полуспортивно. В результате оставил на середине склона треккинговые палки. Пришлось мне опять лезть на «нож», потому как Вася был не в состоянии. Дальше пошёл снег, пропала видимость, но тропу видно. Идём. Спустились с 6400 до «седла». Снег усилился, тропу замело. На седле скрытые трещины, идём на ощупь, придерживаясь к скальным выступам. Прошли седло благополучно. Теперь осталось подняться на 100 метров и лагерь № 3 (Раздельная 6100). Эти 100 метров шли часа 1.5. Пришли в лагерь, долго варили компот. Напившись,  разошлись по палаткам. Переодеть нечего, мокрый, залез, в чём был в спальник, упаковался с головой, чтобы собственным дыханием попытаться согреться. Хоть и устал я мертвецки, спал плохо, урывками. Сыро, холодно. Но всё же гора грела меня.

            Утром 22 августа в 800 подъём, быстрые сборы, мокрая одежда, сильный ветер. Спускаемся на «сковородку». Воды нет. Начинает пошатывать, обезвоживание. На 5400 2- часа топим снег, кипятим воду, пьём компот, чай, кофе. Пьём, пьём, пьём. Вася с Игорем сворачивают свой промежуточный лагерь, и мы опять, связавшись в одну связку, двигаем через зону трещин, в первый «родной» лагерь на 4400.

DSC00691

 

Так как я, крайний клиент Памир-экспедишин и сезон подходил к концу, половину персонала (в основном девчонок) уже отправили по домам. Но вечером ребята с фирмы всё же устроили нам праздничный вечер, с тортом, с жареной картошкой, со спиртным, с песнями под гитару. Наутро приехали киргизы на конях, забрали наш груз в Ачик-Таш. А мы налегке совершили замечательный прощальный треккинг, до базового лагеря, где всю дорогу фотографировали горы, ледник, цветы, красных сурков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC00737

23 августа мы спустились в базовый лагерь. 24-ого получив от Виля – коменданта базового лагеря, поздравления и сертификаты о восхождении, мы втроём я Влад Шибанов (Иркутск), Василий Лузгин (Астана), Игорь Астраханский (Алма-Ата), отправились в соседнюю горную систему Тянь-Шань на чудесное озеро Иссык-Куль, поплавать в солёной водичке, и погреть на песочке свои мороженые косточки, но это уже совсем другая история.

 

 

DSC00775

 

 

 

 

 

 

Искренне ваш                             Шибанов Владислав.

 

Комментарии   

Владислав Шибанов
#1 Владислав Шибанов 09.10.2014 08:59
Евгений Вершинский
#2 Евгений Вершинский 09.10.2014 10:24
Еще раз поздравляю Влад!!!
Сергей Войличенко
#3 Сергей Войличенко 10.10.2014 07:04
Влад, с Горой! Хорошо написал.
Макс Григорьев
#4 Макс Григорьев 10.10.2014 15:19
Какая-то ужасающая суровость :) Подошва отклеилась, но как?
Владислав Шибанов
#5 Владислав Шибанов 13.10.2014 08:21
Как, как, отклеилась и всё тут.
Евгений Иванов
#6 Евгений Иванов 15.10.2014 13:03
С горой, Влад! Очень крутой рассказ, до мурашек!)

У Вас недостаточно прав чтобы оставить комментарий

Рейтинг@Mail.ru